Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Netta, 63 - 29 мая 2014 15:04

Все
Христианское подвижничество предполагает наличие двух волевых актов - человеческого и Божественного. Духовная борьба христианина выходит за рамки повседневного сознания. Она может быть названа совершенствованием человека Богом, Который дает человеку не только идеал совершенства, но и силы для его достижения.в КНИГЕ Духовная брань: основы православного учения о борьбе со страстями С. В. Посадского об этом хорошо написано:
1. Цель христианского подвига.
2. Путь к обожению. Христианские заповеди и моральные нормы.
3. Природа страсти.
a) Страсть и врожденный инстинкт.
б) Страсть и человеческая свобода.
в) Развитие страсти.
4. Основание христианского подвига.
5. Лекарство против страсти.
Приведу пример из этой книги:
Страсть и врожденный инстинкт.^
Когда современный человек говорит о страстях, то он всегда рискует спутать два различных явления. Человеческая природа наделена естественными, биологическими побуждениями, но может усвоить и противоестественное поведение, имеющее небиологические истоки. Причем последнее будет брать определенный повод от врожденных человеческих потребностей и даже паразитировать на них.
Приведем простой пример. Для сохранения организма человек должен питаться. Это врожденный рефлекс и инстинкт. Пристрастие к излишествам в пищи или питии выходит за рамки врожденных инстинктов и рефлексов. Поэтому алкоголизм или систематическое употребление пищи сверх меры должны быть названы проявлениями противоестественных страстей. Эти страсти берут повод от инстинкта питания. Но их причина лежит не в самом питательном инстинкте, а в человеческой душе. Об этом убедительно свидетельствует тот факт, что алкоголизм или переедание разрушают сам человеческий организм, действуют вопреки инстинкта самосохранения. Значит, мы имеем дело с выражением противоестественных страстей, то есть с явлением, прежде всего, душевного порядка.
Христианский подвижник ведет борьбу с противоестественными страстями. Можно сказать, что страсти как "вторая", греховная природа человека напоминают неких паразитов, живущих за счет человека и непрестанно разрушающих его личность. Все христианское учение о страстях представляет собой своеобразное учение об этих паразитах. Эта особая паразитология, которая учит отличать душевных паразитов от самой человеческой природы и бороться с ними до полного изгнания. Однако в современном мире страсти очень часто отождествляются с естественными инстинктами, что в корне неверно.
Врожденный инстинкт есть неосознанное побуждение человеческого организма к совершению определенного действия. Не только человек, но и весь животный мир имеет комплекс сложных инстинктов. Принципиально не выделяя человека из всего природного мира, инстинкт есть проявление неосознанной жизни тела. Как врожденная реакция организма на внешний или внутренний раздражитель, инстинктивная деятельность человека лежит вне сферы его нравственной ответственности перед Богом и ближним.
Явление врожденного инстинкта было известно христианским подвижникам всех веков. В Церкви оно имело более точное название, чем само малосодержательное слово инстинкт, означающее просто "побуждение". Неосознанные и неразумные действия назывались естественным или беспорочными страстями, без которых невозможно земное существование человека. К ним относили необходимые действия человеческой природы, свойственные всем неразумным животным: голод, жажду, усталость, сон, болевые ощущения, неизбежные процессы деятельности организма, сопровождающие возрастные циклы и прочее. Им и противопоставлялась ненормальная для человеческой природы страсть, берущая свое начало там, где присутствует сознательный волевой акт личности.
В отличие от врожденного и неосознанного инстинкта, страсть противоестественна. По словам святого Климента Александрийского, страсть есть возмущение против природы . Святой Иоанн Дамаскин называет страсть движением энергии против природы . При этом речь идет именно о волевом действии души. По учению христианских подвижников страсть есть "недуг души" или "болезненное состояние душевных сил" . Выделяя восемь основных страстей, к которым относятся гордость, тщеславие, сребролюбие, гнев, блуд, чревоугодие, уныние, печаль, христианские подвижники настаивают, что страстями являются именно душевные состояния, а не потребности тела. Даже разделяя телесные (чревоугодие, блуд) и душевные страсти, они видят причину всякой страсти не в жизни тела, а только в удалении человеческой души от Бога
Добавить комментарий Комментарии: 0
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.